Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Задумаемся, уважаемые коллеги, над следующими цифрами: учитель
за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков, ученик посещает более 10 тысяч уроков. Урок занимает приблизительно
98% учебного времени… Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся еще раз к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников. Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.
Любой урок :современный, и традиционный в том числе, имеет потенциал для решения новых задач, стоящих перед образованием. Наша задача сегодня заключается не в том, чтобы расставить оценки и указать: этот урок хороший, этот плохой. Этот современный, а этот устаревший. Важно другое – нужно понять: - что происходит с современным уроком;
- насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;
- как мы продвинулись за последние годы в понимании целей урока, его структуры, содержания и методов
обучения;
- как меняется позиция учителя и другие вопросы.
Современный урок - это прежде всего урок , на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Три постулата заложены в основании новой технологии урока.
Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и
осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика».
Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка».
Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью , выступая в роли цели и никогда не выступая в
виде средства».
Признаки современного урока
1. Главная цель урока - развитие личности ученика в процессе обучения и воспитания.
2.Личностно ориентированный подход.
3.Компетентностный подход.
4.Динамичная и вариативная организация урока.
5.Использование современных педагогических технологий.
1.Появились образовательные стандарты и на их основе –
обновленные программы и учебники, которые активно
используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм
обучения.
2.Другой важный проект – переход на предпрофильное обучение в 9-м классе. Это
ставит перед современным уроком новые задачи.
3.Внедряются информационные технологии.
Информатизация образования оказывает значительное влияние
на современный урок .
4.Организация итоговой аттестации, также
стало важным событием для всей системы образования
Общие
подходы к организации современного урока:
• -усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к
вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры;
• -практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное
сочетание фундаментальных и практических знаний;
• -направленность на развитие мышления, практических навыков;
• -расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам
повседневной жизни;
• -дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной
работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная
деятельность).